Будущее энергетики Поморья

Регулирование естественной монополии, к которой относится и сфера энергетики, представляет собой спорную проблему социальной политики. С одной стороны естественная монополия представляет собой ситуацию, в которой эффективность производства будет достигнута, если одна фирма будет обслуживать весь рынок. С другой стороны, в отсутствии какой бы то ни было конкуренции монополист будет злоупотреблять своей монопольной властью с целью максимизации своих прибылей.

Так гласит классическая теория экономической науки.

Каждое государство, каждое общество по-своему пытается сбалансировать государственные и частные интересы и разрешить конфликты между потребителями и поставщиками услуг. Архангельская область, где на сегодня тарифы в энергетике одни из самых высоких на Северо-Западе, решила пойти по пути частно-государственного партнерства.

Ломать не строить

В советские времена весь комплекс ЖКХ, вся энергетика были строго «отвертикалены».  После развала СССР государство в порыве либерализации рынка резко сократило свои управленческие функции в сфере электроэнергетики и газовой промышленности. И вся эта вертикаль была разобрана на множество мелких деталей. В отрасли возникло огромное количество мелких фирм и фирмочек, уследить за которыми стало чрезвычайно сложно. К примеру, в одной только Архангельской области в результате реформы энергетического комплекса число электросетевых компаний достигло 56 единиц, теплосетевых – более 250. Их разобщенность увеличивает потери энергии в сетях, усложняет межсубъектный учет энергоносителей, снижает качество предоставляемых услуг, ведет к их удорожанию.

На объективные трудности, возникшие из-за дробления отрасли, накладывалась и общая проблема, с которой столкнулись абсолютно все регионы страны,  — нечестное ведение бизнеса некоторыми управляющими компаниями. Тарифы на жилищные услуги должны устанавливать сами жильцы на общих собраниях. Между тем, сегодня недобросовестные УК  самовольно повышают свои тарифы, усугубляя и без того сложную для населения ситуацию.  Платежи населения за коммунальные услуги растут из-за повышения стоимости топлива, снижения дотаций предприятиям коммунального комплекса, уменьшения перекрестного субсидирования и некоторых других факторов.

Естественно, все эти факторы вызывают рост социальной напряженности. Население выходит на митинги и забастовки, требуя от региональных властей снижения тарифов. Однако власти субъекта довольно сильно ограничены в проведении тарифной политики рамками федеральных законов. На сегодняшний день при установлении тарифов на электрическую энергию ключевыми являются федеральные факторы. В структуре тарифа они составляют около 70 процентов. И в 2011 году доля федеральной составляющей только возрастет.

Поэтому на данном этапе региональные власти должны разрабатывать принципиально новые механизмы влияния на ситуацию в сфере ЖКХ, позволяющие  снижать себестоимость услуг и повышать их качество.

Чтобы научиться экономить, надо научиться считать

Очевидно, что на сегодняшний день система оплаты услуг по установленным нормативам исчерпала себя.  Оплата должна все-таки производиться по факту. Между тем, межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) настойчиво требуют оплаты услуг именно по нормативам. А это прямо противоречит требованию руководства страны - президент и премьер-министр неоднократно и категорично заявляли, потребители энергии должны оплачивать только фактический объем оказанных услуг.

С нормативами у нас вообще складывается парадоксальная ситуация. Расчеты потребления заказывают сами энергоснабжающие предприятия. Согласование нормативов в министерстве энергетики осуществляет только 10% организаций. В результате потребители оплачивают навязанный им объем, а не то, что они реально использовали.

Переход на оплату по факту напрямую зависит от того, насколько оперативно будет проведено оснащение приборами учета. Напомним, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязывает завершить установку приборов учета в жилых домах до 1 января 2012 года.

Для всех потребителей области, не установивших приборов учета и контроля до конца нынешнего года, с 2011 года будет введен минимальный  норматив в 2000 часов использования мощности. В отношении бытовых потребителей будут введены социальные нормы потребления на 1 человека – примерно 100 квт на метр. Малообеспеченным слоям населения обеспечат установку приборов учета за счет областного и муниципальных бюджетов.

Точки роста определены

Очевидно, что для сдерживания роста тарифов необходимо снижать себестоимость производства энергии и потери энергии в сетях. Сегодня энергоемкость экономики области в два раза выше средних показателей по стране. Максимальный эффект (до 85%) энергосбережения и эффективности заложен в производстве и транспорте энергоресурсов.  Потенциал энергосбережения Архангельской области составляет не менее 1 190 000 тонн условного топлива, в том числе – на источниках теплоснабжения 928 тысяч тонн, в тепловых сетях – 132 000 тонн, на жилых зданиях – 129 000 тонн.

Чтобы получать максимальный эффект от использования ресурсов, необходим комплекс мероприятий. В частности, помимо модернизации котельных и сетей не следует упускать из виду и конечных потребителей. Здесь финансовый потенциал энергосбережения почти в пять раз выше, чем в сфере производства и передачи электроэнергии, вместе взятых. Так, снижение потребления электроэнергии на 1 кВт/ч конечным потребителем означает экономию почти 5 кВт/ч энергоресурсов.

Болезненным вопросом на сегодня является и ценообразование на топливном рынке. Сегодня имеется существенная разница между ценой мазута, отпускаемого производителями и той, по которой предприятия ТЭК реально приобретают его. Цена тонны топлива, реализуемого через посредников, в среднем на 4 тысячи рублей превышает отпускную цену производителя. При этом в регионах отсутствует возможность осуществлять закупки напрямую с заводов.

Еще один вопрос касается действующей системы расчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время в законах не прописаны требования к управляющим компаниям производить расчеты платежей для населения через муниципальные информационно-расчетные центры (ИРЦ). Это приводит к невозможности проконтролировать правомерность расчетов. Упорядочить процесс начисления платежей, сделав его прозрачным, возможно, если законодательно передать эти функции в единый муниципальный орган.

Для решения проблем в энергетическом комплексе Архангельской области была принята Стратегия развития энергосбережения в Архангельской области. Согласно этому документу, к 2015 году планируется сокращение энергоемкости ВВП не менее чем на 21%, увеличение доли возобновляемых энергоресурсов - до 17%, снижение потребления нефтепродуктов - на 30%. Благодаря техническому перевооружению коммунального энергетического комплекса Архангельская область к 2015 году сможет полностью отказаться от субсидий и дотаций из федерального бюджета.

Один из основных пунктов стратегии - реализация территориального проекта «Энергия Белого моря», основанного на принципах государственно-частного партнерства. Согласно проекту, все ресурсы энергокомплекса региона предлагается консолидировать в руках единой управляющей компании. Производство энергии и распределяющие сети должны быть единым комплексом – это экономически оправданно. Организационно-правовая форма проекта – открытое акционерное общество.  Контрольный пакет акций (51%) принадлежит Правительству Архангельской области.  Таким образом, создается реальный механизм влияния на состояние жилищно-коммунального комплекса и тарифную политику в регионе.

С целью формирования рационального и бережного отношения жителей области к создаваемой инфраструктуре и имущественному комплексу предусмотрен выпуск именных облигаций.

К настоящему времени проведена следующая работа: создано областное агентство по энергоэффективности, образован фонд энергосбережения, достигнуты договоренности о привлечении кредитных средств из фонда кредитования  правительства Дании, открыта кредитная линия экологической финансовой корпорации Северных Стран, подписан Меморандум о сотрудничестве и социальном партнерстве в сфере развития и модернизации ЖКХ и теплоэнергокомплекса с чешским Экспортным банком, ОАО «Роскоммунэнерго» и чешской компанией «Enkom», подготовлена концепция проекта использования низкокачественной древесины, отходов лесопереработки и отходов сельскохозяйственных предприятий в производстве биотоплива. 26 февраля 2010 года между управляющей компанией «Энергия Белого моря» и немецкой компанией «Совитек» достигнуто соглашение о строительстве на территории области ветроэнергопарка мощностью до 100 МВт. Кроме того, для обеспечения прозрачности расчетов и удобства потребителей подготовлен проект «Микрофинансовая социальная карта Архангельской области».

Реализация данного проекта в конечном итоге позволит произвести ускоренными темпами техническое перевооружение энергетической отрасли региона, замедлить темпы роста тарифов, снизить энергоемкость ВВП и повысить качество жизни населения.


Заместитель губернатора Архангельской области

А.М. Мирелли