6-й нефтегазовый форум «Шельф России 2011»

6-й нефтегазовый форум «Шельф России 2011» Влияние шельфовых проектов на развитие регионов России Такую тему обсудили представители руководства администраций регионов РФ в ходе интерактивной дискуссии с участниками конференции «Шельф России-2011», стартовавшей в Москве 16 февраля. Губернатор Ненецкого Автономного Округа Игорь Федоров, заместитель Губернатора Архангельской области Александр Мирелли, Заместитель Губернатора Мурманской области Алексей Савин приняли участие в интерактивной дискуссии с делегатами 6-й ежегодной конференции «Шельф России». Для разработки континетального шельфа необходимы не только новейшие технологии, но и развитая инфраструктура – надежные телекоммуникации, хорошие дороги, налаженное авиасообщение, и многое другое. В настоящий момент эта инфраструктура находится далеко не в том виде, в каком ее хотели бы вы видеть компании-разработчики и подрядчики проектов. Объяснений этому много, одно из главных – это сложности работы в экстремальных погодных условиях. Участники дискуссии провели анализ возможностей развития регионов, в которых реализуются крупномасштабные шельфовые проекты. В ходе обсуждения стороны получили более полное понимание того, в чем нуждаются и какую поддержку надеются получить как бизнес, так и региональные власти. Эта уникальная возможность позволила представителям деловых кругов напрямую пообщаться с руководителями администраций регионов, наладить с ними рабочие контакты, выяснить их мнение, а также донести до них свою точку зрения на те или иные вопросы.
Выступление Заместителя Губернатора Архангельской области Александра Мирелли на интерактивной дискуссии с губернаторами и руководителями регионов на тему: «Анализ возможностей развития регионов, сопряженных с крупномасштабными шельфовыми проектами», Конференция «Шельф России 2011», 16 февраля 2011 года, г.Москва, отель «Риц-Карлтон»
Добрый день дамы и господа! Архангельская область всегда находилась в центре геополитических и социально-экономических процессов, связанных с освоением Арктики, использованием ее богатых природных ресурсов. Почти половина территории Архангельской области находится на арктических архипелагах Новая Земля и Земля Франца Иосифа. А значит, само географическое расположение региона предопределило его ключевую роль в освоении Арктики. 90 процентов разведанных запасов углеводородов в России сосредоточено в Арктике, в том числе 70 процентов – на шельфе Баренцева и Карского морей. Освоение этих месторождений – чрезвычайно сложная и амбициозная задача. Но, учитывая опыт и компетенцию предприятий и специалистов Архангельской области, эта задача не кажется невыполнимой. В Архангельской области хорошо развита транспортная инфраструктура, представленная всеми видами транспорта – морским, речным, воздушным, железнодорожным, автомобильным. Архангельский транспортный узел уже сейчас является крупнейшей перевалочной базой для поставок, обеспечивающих крупные нефтегазовые проекты в Арктике и Сибири. Архангельск – старейший морской торговый порт в России. Это первые северные ворота страны в Европу, Сибирь и Арктику. Сегодня «Архангельский морской торговый порт» это многопрофильный порт круглогодичной навигации, где ледовая обстановка примерно соответствует Финскому заливу, инфраструктура которого позволяет  перерабатывать до 4,5 млн. тонн груза ежегодно. Наличие свободных мощностей Северной железной дороги – это стратегический резерв, который позволяет за короткий промежуток времени значительно увеличить объемы грузоперевозок на северных направлениях. Сегодня свободные мощности Северной железной дороги позволяют пропускать около трех десятков дополнительных поездов в сутки. Необходимо отметить, что аэропорту «Архангельск» присвоен статус международного. Стратегическое значение Архангельской области для российского государства позволяет с уверенностью прогнозировать успешное будущее транспортной логистики региона. В подтверждение этому в сентябре текущего года ОАО «РЖД» заявило о намерениях создать в Архангельске сетевой терминально-логистический центр с функцией “сухого порта”. В плане перспектив транспортного сектора можно выделить проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», которая пройдёт по территориям трёх регионов и обеспечит прямой выход Пермского края и Республики Коми к Архангельскому порту, а также обратный транзит грузов. Проект «Белкомур» после некоторого затишья в последнее время оптимизировался. На уровне Правительства РФ сейчас рассматривается концепция реализации проекта с привлечением внебюджетных инвестиций. С проектом «Белкомур» полностью синхронизирован проект строительства нового глубоководного района «Северный» Архангельского морского порта. Проектом предусмотрено строительство современного порта, обеспечивающего приём судов дедвейтом до 75 тысяч тонн, для обработки грузов порядка 28 млн. тонн в год. Министерство регионального развития Российской Федерации включило проект порта в концепцию долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации с формулировкой: “для обеспечения, в том числе, функционирования Северного морского пути, а также включения в оборот значительных природных и минерально-сырьевых ресурсов северных регионов России”. У нас в области создан беспрецедентный  машиностроительный кластер, в первую очередь представленный судостроительными верфями г. Северодвинска и Архангельска. Помимо выполнения государственного оборонного заказа предприятия строят суда, понтоны, баржи и другие плавучие сооружения гражданского назначения, проектируют и изготавливают и испытывают конструкции и оборудование для добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, жилые и вспомогательные модули различного назначения. Промышленные гиганты города Северодвинска (Производственное объединение «Севмаш», Центр судоремонта «Звездочка») с начала 90-х годов осуществляют строительство оффшорных сооружений. На «Севмаше» выполнен и внедрен в производство целый комплекс конструкторских и технологических разработок для освоения изготовления металлоконструкций  из хладостойких сталей, обеспечения транспортировки крупногабаритных тяжеловесных металлоконструкций, а также технологии сборки суперблоков на плаву. С ноября прошлого года в Мурманске, на мощностях «35 судоремонтного завода», филиала ОАО «ЦС «Звездочка», ведется балластировка и достроечные работы ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», построенной на «Севмаше» и предназначенной для освоения одноимённого месторождения в Печорском море. У набережной предприятия «Звёздочка» в высокой степени готовности самоподъёмная плавучая буровая установка «Арктическая», предназначенная для разведочного и эксплуатационного бурения на нефть и газ на шельфе арктических морей на глубину до 6500 м, при глубине моря от 10 до 30 метров. В Архангельской области хорошо развита строительная индустрия. Действуют комбинаты строительных конструкций и материалов, выпускающие весь спектр стальных и железобетонных конструкций для промышленного и гражданского строительства. Высок потенциал проектных институтов. Строительные компании региона могут возводить объекты любой степени сложности: от многоэтажных жилых домов до сложных внеклассных мостов и специальных гидротехнических сооружений. За 2010 год введено в эксплуатацию 260 тыс. квадратных метров жилья. Ни для кого не секрет, что основным фактором успешного развития является наличие квалифицированных кадров. В Архангельской области сейчас создана самая мощная в России база комплексной подготовки высококвалифицированных специалистов международного уровня для работы в Арктике. Указом Президента Российской Федерации в 2009 году в Архангельске создан Северный (Арктический) федеральный университет, призванный стать центром разработки и производства передовых технологий и подготовки кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями, с фокусировкой, в первую очередь, для наиболее конкурентоспособных отраслей экономики северных территорий России, в том числе и нефтегазодобычи. Нельзя не отметить роль в вовлечении региональных компаний в крупные шельфовые проекты Архангельской Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», объединяющей на настоящий момент более 180 компаний. Ассоциация проводит масштабную работу по повышению компетенции местных поставщиков, способствует их объединению с крупными федеральными и международными компаниями в консорциумы для подготовки конкурентоспособных предложений. Сейчас «Созвездие» своего рода связующее звено между региональными предприятиями и оператором первой фазы разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения - компанией «Штокман Девелопмент АГ». Касательно участия Архангельской области в Штокмановском проекте. На протяжении двух последних лет мы очень тесно взаимодействуем с «Штокман Девелопмент АГ», совместно находя разноплановые решения по  подготовке к этому чрезвычайно сложному проекту. А в июле 2010 года меду Правительством Архангельской области и «Штокман Девелопмент АГ» подписано соглашение о взаимодействии. Таким образом, для освоения шельфовых Арктических проектов Архангельская область готова предложить следующее: - во-первых, организацию подготовки специалистов на базе Архангельских учебных заведений; - размещение на своей территории баз обеспечения проектов; в увязке с использованием архипелага Новая Земля выстраивается наиболее оптимальная логистическая схема проектов освоения шельфа Баренцева и Карского морей; - нанесение утяжеляющих покрытий на трубы большого диаметра для подводных газопроводов; - изготовление морской добычной техники и строительство флота обеспечения; - изготовление на металлообрабатывающих предприятиях области металлоконструкций береговых объектов, их доставка и монтаж на месте, а также выполнение общестроительных работ Архангельскими строительными компаниями; - создание в Архангельске различного рода вспомогательных производств, а также полигона по утилизации нефтешлама. Особенно хочу отметить привлекательность Архангельской области для инвесторов: - действует областной закон «О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности», которым установлены единые нормы и правила ведения инвестиционной деятельности в регионе; - инвесторам предоставляются налоговые льготы в части налогов, зачисляемых в областной бюджет; - действует Порядок сопровождения инвестиционных проектов, устанавливающий единую универсальную процедуру взаимодействия инвесторов с органами власти; - функционирует комиссия по инвестиционной политике при Губернаторе Архангельской области, которая способствует решению любых вопросов, с которыми сталкиваются инвесторы при реализации проектов. И в заключении позвольте подчеркнуть, что мы уверены – только партнерские отношения приарктических территорий: Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа, Мурманской области, взаимное дополнение потенциалов наших регионов способно создать единый промышленный вектор для освоения Арктики. Благодарю за внимание!