Минюст усиливает позиции

Почти шесть лет назад в ходе административной реформы территориальные органы Минюста в субъектах РФ, в том числе и в Архангельской области, были упразднены. Функции в сфере регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата были переданы созданному Управлению Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Непосредственно Министерство юстиции России на территории области было представлено отделом законодательства, являвшимся структурными подразделением Управления Минюста России по Северо-Западному федеральному округу.

- Такая структура и статус органов юстиции не всегда способствовали эффективному и оперативному решению задач. Объем полномочий, а также необходимость усиления позиций Минюста России потребовали воссоздания управлений в субъектах Российской Федерации, - поясняет начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и НАО ИРИНА АНДРЕЕЧЕВА.

ЗАКОН ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ

- Ирина Александровна, какие задачи стоят перед Управлением в сфере обеспечения единства правового пространства?

- Это направление всегда считалось приоритетным в деятельности Минюста России. В рамках решения данной задачи Управление проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов Архангельской области и Ненецкого автономного округа, ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Федерации.

По сравнению с концом 90-х годов задачи в этой сфере существенно изменились. Качество принимаемых региональных нормативных актов в последние годы значительно возросло. Поэтому число выявляемых в нормативных актах несоответствий федеральному законодательству незначительно – благодаря кропотливой совместной работе органов законодательной и исполнительной власти, юстиции и прокуратуры.

- Как складываются отношения Управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации?

- Исключительно конструктивно. Управлением заключены соглашения с Архангельским областным Собранием депутатов, Правительством Архангельской области, Собранием депутатов и администрацией Ненецкого автономного округа. Свою работу мы оцениваем как помощь региональным органам власти по приведению региональных актов в соответствие с федеральным законодательством. Это общая задача как региональных, так и федеральных органов власти в лице нашего Управления, прокуратуры и суда.

Мы пытаемся не просто указать на противоречия, а выявить пробелы и предложить направления развития регионального законодательства - с этой целью проводим его мониторинги (обзоры).

- Прислушиваются ли к рекомендациям вашего Управления?

- Конечно. Так, по итогам мониторинга законодательства Архангельской области и Ненецкого автономного округа с января по апрель 2010 года в девяти нормативных правовых актах выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции. В результате мониторинга меры по исключению таких типичных коррупциогенных факторов, как широта властных полномочий и юридико-лингвистическая неопределенность, приняты в отношении четырех нормативных правовых актов.

- Как Управление взаимодействует с органами местного самоуправления?

- Мы выполняем в этой сфере несколько задач. Прежде всего, повторюсь, это государственная регистрация уставов муниципальных образований, в том числе решений представительных органов о внесении изменений в уставы.

Как известно, на территории Архангельской области образовано 229 муниципальных образований (7 городских округов, 19 муниципальных районов, 24 городских поселения и 179 сельских поселений). По числу МО это третье место в Северо-Западном федеральном округе (больше только в Вологодской и Псковской областях: соответственно 372 и 244).

В рамках реформы местного самоуправления уставы всех МО были зарегистрированы в основном в 2005 году. Все они соответствовали действовавшему на тот момент законодательству. Однако в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента его принятия внесено более 45 изменений - корректировке подверглись более трети статей федерального закона. Наиболее серьезные изменения коснулись формулировок вопросов местного значения, оснований прекращения полномочий главы, представительного органа, депутатов и т.д. Набольшее влияние в целом на развитие системы местного самоуправления оказали  изменения, внесенные Федеральным законом от 07 мая 2009 года № 90-ФЗ и вступившие в силу с 24 мая 2009 года.

Указанные изменения носят комплексный характер и приняты по инициативе Президента России Дмитрия Медведева. Так, законом введена процедура удаления главы муниципального образования в отставку, введены его ежегодные отчеты перед представительным органом о результатах своей деятельности, деятельности администрации.

С целью оказания методической помощи органам местного самоуправления Управление проводит мониторинг изменений в законодательстве, влекущих необходимость изменения уставов. Мы также разработали модельные решения для городского и сельского поселений.

Кроме того, Управлением сформирована практика проведения правовой экспертизы действующих уставов муниципальных образований. Она проводится при рассмотрении проектов решений о внесении изменений и дополнений в уставы, при принятии решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации решений о внесении изменений в уставы либо по собственной инициативе Управления.

С органами местного самоуправления у нас общая задача - приведение уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и областным законодательством. Поэтому мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество – и действуем в этом ключе.

- Все это в равной степени можно отнести и к МО Ненецкого автономного округа?

- Без сомнения. Хочу отметить отличительную черту НАО: его сельские поселения всегда организованно приводят свои уставы в соответствие с федеральным и окружным законодательством. И практика это подтверждает.

Так, совсем недавно, в начале апреле 2010 года, мы зарегистрировали муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы 16 сельских поселений НАО. Всего на территории округа 18 сельских поселений, а также по одному городскому округу, муниципальному району и городскому поселению.

Естественно, на этом работа по приведению уставов муниципальных образований НАО в соответствие с законодательством не закончена.


НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ


- Ирина Александровна, какие задачи Управление решает в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций?

- Прежде всего приведу статистические данные. Итак, на 1 апреля 2010 года в нашем регионе зарегистрированы 1945 некоммерческих организаций (из них 191 религиозная и 532 профсоюза).

Тенденция последних трех лет свидетельствует о том, что интерес граждан к деятельности некоммерческих организаций постепенно ослабевает. Так, в 2007 году ведомственный реестр некоммерческих организаций пополнился сведениями о 133 вновь созданных НКО, в 2008-м – о 107, в 2009-м – о 91 организации.

Наибольшей активностью в нашем регионе отличаются спортивные, правозащитные организации, а также НКО, ставящие своей целью оказание помощи социально незащищённым слоям населения.

У некоммерческих организаций есть ряд обязанностей, одной из которых является ежегодное представление отчетности в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. По данным на 15 мая 2010-го, отчетность в Управление предоставили 920 некоммерческих организаций региона, что превышает этот же показатель на соответствующую дату прошлого года на сто.

Кроме того, общественные объединения должны ежегодно представлять нам информацию в произвольной форме о продолжении деятельности, с указанием своего адреса, данных о руководителе и руководящем органе.

В то же время задача всего нашего общества, включая и государственные органы, и органы местного самоуправления, -  формирование благоприятной среды (как в материальном, так и в духовном, психологическом смыслах), которая не даст социально полезным, благотворительным, творческим инициативам граждан затухнуть. По моему глубокому убеждению, Архангельская область и Ненецкий автономный округ – это особые субъекты Российской Федерации, по праву именуемые Русским Севером.


НА ЗАЩИТЕ ПРАВ

- Какие приоритетные задачи решаются Управлением при осуществлении полномочий в сфере адвокатуры?

- Это ведение реестра адвокатов, выдача адвокатам удостоверений, участие в работе квалификационных комиссий.

Адвокатский корпус в последние годы продолжает оставаться стабильным. В Архангельской области действующий статус адвоката имеют 287 граждан, в Ненецком автономном округе – 14.

В последнее время при приеме квалификационного экзамена существенно возросли требования квалификационной комиссии Адвокатской палаты области к уровню профессиональных знаний лиц, претендующих на получение статуса адвоката. Это вполне объяснимо, так как адвокатам предстоит профессионально защищать права граждан и организаций. В Архангельской области в 2010 году статус адвоката присвоен 8 адвокатам (из 12 претендентов, допущенных к сдаче квалификационного экзамена), в НАО – одному.

Вместе с тем нужно признать, что на территории нашего региона не решена проблема доступности квалифицированной юридической помощи.

В 2010 году в Архангельской области действует закон об оказании бесплатной юрпомощи малообеспеченным северянам, на его реализацию в казне региона заложено около полумиллиона рублей. Однако, как показала практика, до сих пор этот нормативный правовой акт так и не начал работать.

На территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа не разработаны иные механизмы обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи. Так, необходимо предусмотреть материально-техническое и финансовое обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях – а ведь к этой категории может быть отнесена значительная часть территории области.

В Архангельской области количество адвокатов в среднем на одного федерального судью составляет 1,73, а в Ненецком автономном округе – 1,71. В Архангельской области также существуют судебные районы, где количество адвокатов на одного федерального судью составляет 0,5 (Мезенский район) и где адвокаты вообще отсутствуют (Лешуконский район). Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в таких случаях предусматривает возможность создания юридических консультаций. Однако этот вопрос в регионе не решен.

Наиболее сложная ситуация с доступностью адвокатской помощи в Ненецком автономном округе. Вследствие недостаточного количества адвокатов систематически срываются судебные заседания. Отложение уголовных дел по причине неявки адвокатов в судебные процессы приводит к созданию нервозной обстановки для участников судебного процесса, нарушаются сроки нахождения подсудимых под стражей.

К слову, в связи с 65-летием Победы наше Управление совместно с Нотариальной и Адвокатской палатами Архангельской области при информационной поддержке издательского дома «Двина» организовало акцию по оказанию квалифицированной юридической помощи ветеранам Великой Отечественной войны и членам их семей в течение мая – июня 2010 года.

- Какие задачи решает Управление в сфере нотариата?

- В Архангельской области и Ненецком автономном округе осуществляют деятельность 48 нотариусов, занимающихся частной практикой, из них 45 – в Архангельской области и 3 – в Ненецком автономном округе. Все они занимаются частной практикой. Государственный нотариат в нашем регионе упразднен. Кстати, на Северо-Западе он сохранен только в Новгородской области.

Сейчас в области один нотариус приходится на 27,5 тысячи человек. По данным Федеральной нотариальной палаты наша область – один из немногих регионов с низкой численностью нотариусов на тысячу жителей: в среднем по России один нотариус приходится на 18 тысяч граждан. Однако речь об увеличении числа нотариусов не ведется. К тому же у нас много неперспективных нотариальных округов, где очень сложные экономические условия для частного нотариата. Так, на протяжении года оставалась вакантной должность нотариуса в Вилегодском районе – из-за отсутствия претендентов только с седьмой попытки конкурс на ее замещение состоялся.

В целях обеспечения доступности нотариальных услуг в Основы законодательства о нотариате внесены изменения, позволяющие главам местных администрацией поселений совершать отдельные нотариальные действия в случае отсутствия в поселении нотариуса. Изменения вступили в силу с 15 января 2008 года. В настоящее время Управлением ведется банк данных глав местных администраций и должностных лиц местного самоуправления поселений, уполномоченных на совершение нотариальных действий.

Кстати, на недавней рабочей встрече в областном Собрании депутатов, в которой приняли участие и представители нашего Управления, было решено обсудить с главами городов и районов нашего региона целесообразность внедрения в поселениях программного обеспечения «Экспресс», предназначенного для автоматизированной подготовки документов, в том числе завещаний и доверенностей.

- Среди многих направлений деятельности Управления, о которых вы рассказали, наверное, существует главное, где должны быть сосредоточены усилия коллектива…

- Для нас значимо все. В каждом направлении работы нам важно обеспечить решение стратегических задач, стоящих перед Минюстом России. Напомню, это повышение эффективности защиты прав граждан и организаций, обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи и развитие гражданского общества.