Малый бизнес легок на подъем

Недавно в Архангельской области был принят закон о поддержке инвестиционной деятельности. Закон предполагает серьезные налоговые преференции для крупных инвесторов. Между тем, как показывает опыт, более разворотливыми в условиях кризиса оказываются предприятия малого и среднего бизнеса. И поддержка этого сектора может не только снять кризисное напряжение на рынке труда, но и помочь диверсификации всей экономики области. Понимая это, областные власти решили снизить с 15% до 10% ставку единого налога в случае применения упрощенной системы налогообложения (УСН). О том, какие еще меры предпринимаются в области для поддержки малого и среднего бизнеса, рассказывает заместитель губернатора, руководитель представительства администрации при Правительстве РФ Александр Михайлович Мирелли.


Как бы Вы могли охарактеризовать нынешнее состояние развития малого и среднего бизнеса в области?

Для понимания общей картины могу обозначить, что по количеству малых предприятий и по их доле в общем числе предприятий Архангельская область занимает пятое место по Северо-Западному Федеральному округу. На 1 января 2009 года на территории Архангельской области осуществляют деятельность 1477 малых предприятий (без учета микропредприятий), на которых трудится 55698 человек.

Малыми предприятиями области за 2008 год привлечено порядка 1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Оборот за 2008 год по всем видам деятельности составил 57,6 млрд. рублей. Доля малого бизнеса в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет области — 8 процентов.

Характерной чертой малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости, когда работа на малом предприятии является дополнительной.

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности на протяжении нескольких лет остается практически неизменной. Так, наиболее привлекательной для малого бизнеса остается сфера торговли. На долю этого вида деятельности приходится 30 процентов малых предприятий — это объясняется более быстрым оборотом денежных средств. Предприятия обрабатывающих производств составляют 17 процентов, предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом — 14 процентов, 13 процентов — предприятия строительства.

К нашему большому сожалению после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы статистики не предоставляют нам информацию о состоянии предпринимательства с разбивкой по категориям: микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия. И этот вопрос еще требует дополнительной проработки.

Какие проблемы в этом секторе Вы бы отметили?

Проблем здесь множество. Взять к примеру понятие «добросовестный арендатор». Из-за отсутствия его четкого определения в законодательстве предприниматели не могут воспользоваться своим законным правом преимущественного выкупа арендуемых помещений. Непросто обстоит ситуация с развитием малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства — это и сложные процедуры получения кредитов для ЛПХ, и отсутствие эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции. Еще один очень важный момент для развития любого производства — стоимость энергетических ресурсов. В Архангельской области она в 2,5 раза выше, чем Мурманской области, в 1,5 раза выше, чем в Вологодской.

Как повлиял кризис на реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства?

В Архангельской области осенью 2008 года была утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Архангельской области на 2009-2011 годы». На программу планировалось потратить за 3 года около 370 млн. рублей (в 2009 году — 54 млн. рублей, в 2010 году — 145  млн. рублей, в 2011 году — 171 млн. рублей). Финансирование, как вы видите, предполагалось довольно серьезное. Но в связи с кризисом мы, к сожалению, были вынуждены сократить перечень мероприятий. Финансирование было урезано более чем в два раза — до 159,3 млн. рублей.  Пришлось отложить  идеи строительства бизнес-инкубатора, промышленного парка и выставочно-ярмарочного центра, мы отказались от почти всех видов компенсаций затрат, оставив только субсидирование процентной ставки и лизинговых платежей. И хотя мы от многого отказались, программу было решено дополнить таким мероприятием, как создание областного гарантийного фонда.

Каковы критерии отбора участников программы?

По конкурсным процедурам у нас разработаны специальные положения. Участниками конкурсов могут стать субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории Архангельской области и состоящие на учете в налоговых органах Архангельской области и НАО. К участникам конкурсов мы также предъявляем дополнительные требования. Прежде всего, это отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, а также заработная плата работникам на уровне не ниже величины прожиточного минимума. Остальные требования варьируются от направления конкурса.

Какова будет процедура возврата процентных ставок по привлеченным кредитам и части лизинговых платежей по договорам лизинга?

Сейчас в области объявлен конкурс на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга. Победителям конкурса возмещается ? затрат по уплате процентов, но не более ? ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту (лизингового платежа).

Конкурс состоится 22 июля 2009 года. Все конкурсные документы будут рассмотрены членами конкурсной комиссии, будет проведена экспертная оценка представленных бизнес-планов. По итогам конкурса с победителями будет заключен договор, согласно которому по мере предоставления документов, подтверждающих оплату процентов по кредиту (лизинговых платежей), победителям будет возвращаться часть их затрат. Общий период возмещения затрат не превышает 12 месяцев.


И возвращаясь к теме гарантийного фонда — каким образом он будет формироваться? Не станет ли это дополнительной нагрузкой для бюджета области?

Средства гарантийного фонда формируются исходя из следующего соотношения:

12 млн. руб. (20%) — средства областного бюджета; 48 млн. руб. (80%) — федеральные средства. В самое ближайшее время указанные средства будут перечислены управляющей компании, и гарантийный фонд станет действительно рабочим механизмом.

Кто и на каких условиях получит право воспользоваться гарантиями фонда?

Положение о гарантийном фонде кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Архангельской области пока находится в стадии подготовки, поэтому еще рано говорить о деталях. Но с уверенностью можно сказать, что право воспользоваться гарантиями получат субъекты малого и среднего предпринимательства, возможно, будут установлены какие-то приоритетные направления  их деятельности.

Какие еще направления будут поддерживаться за счет средств фонда?

Гарантийный фонд будет предоставлять исключительно гарантии по обязательствам (кредитам) малых и средних предприятий.


В прошлом году область заявила о создании залогового фонда. Это имелся в виду гарантийный фонд или что-то другое?

Нет. Это разные вещи. В области формируются и залоговый, и гарантийный фонды.

В прошлом году был принят областной закон от  «О залоговом фонде Архангельской области». В соответствии с этим законом Залоговый фонд Архангельской области в качестве залога для обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляет свое имущество. Тогда как Гарантийный фонд предоставляет поручительства, обеспеченные финансовыми ресурсами.

Оба эти фонда имеют схожие цели, но управлять ими будут разные уполномоченные — в первом случае это департамент экономического развития Архангельской области, а во втором — ГУП «Инвестиционная компания «Архангельск».


Есть уже результаты реализации программы?

Как я уже говорил, в настоящее время объявлен конкурс на субсидирование части затрат по уплате процентов по привлеченным кредитам, а также части лизинговых платежей. Недавно в области прошла областная конференция представителей малого и среднего предпринимательства, на которой были подведены итоги конкурса «Лучший предприниматель года Архангельской области». Объявлен конкурс «Лучший бренд года Архангельской области», активно идет подготовка к Маргаритинской ярмарке. В начале года проведены заседания совета по малому и среднему предпринимательству при главе администрации Архангельской области, а также заседание межведомственной комиссии по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства.

Журнал «Северо-Запад сегодня и завтра», №3(6) сентябрь 2009