Газификация региона задача не только экономическая
Об итогах, перспективах газификации Архангельской области, преимуществах этого топлива для населения и крупных предприятий в интервью журналу «Нефть и капитал» рассказал губернатор региона Илья Михальчук.
Илья Филиппович, о газификации Архангельской области заговорили еще в 90-х годах. С чего начинали и к чему пришли?
На самом деле газификация некоторых населенных пунктов началась еще в первой половине 70-х годов. Принятое тогда решение было вполне логичным, поскольку через южные районы области осуществляется транзит этого топлива. Здесь проходят магистральные газопроводы от Тюменской области и республики Коми к западным границам страны. На территории Ленского и Котласского районов находятся газокомпрессорные станции. Поэтому газификация таких городов как Котлас и Коряжма, некоторых поселков началась уже более 30 лет назад. Среди крупных промышленных потребителей голубого топлива Котласский целлюлозно-бумажный комбинат.
Но это была, скорее «точечная» газификация. Более масштабный проект появился позже. В начале 90-х годов началось строительство газопровода-отвода к Архангельску и Северодвинску от поселка Нюксеница Вологодской области. Эта нитка должна обеспечить природным газом промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные предприятия, жителей ряда южных, центральных районов области, городов Мирный, Архангельск, Северодвинск. Среди потребителей и «оборонка»: космодром «Плесецк», Государственный Российский центр атомного судостроения.
В силу разных причин этот проект воплощается в жизнь непросто. Темпы газификации не столь велики, как нам бы хотелось. Но положительная динамика есть. В 2003 году газ пришел в Вельский район, в 2006 году он появился в Плесецком районе и городе Мирный. Продолжилось развитие газовой инфраструктуры в Ленском и Котласском районах. В этом году заканчивается строительство основной части газопровода-отвода к Архангельску. В тесном сотрудничестве с «Газпромом» ведется строительство межпоселковых и распределительных газопроводов в муниципальных образованиях.
Что касается конкретных показателей. К сожалению, сегодня из всех регионов реально способных газифицироваться, мы находимся в хвосте. Уровень газификации у нас составляет всего 16 процентов. Это сдерживает развитие области. Поэтому принятое ранее руководством страны и области решение – перспективное, судьбоносное и дальновидное. Главная задача продолжить и завершить газификацию районов, к которым можно подвести это топливо.
Почему именно газ, и какие преимущества в этом случае рассчитываете получить?
Мы должны уйти от завозного угля, мазута. Потребление привозного мазута предприятиями энергетики, промышленности и ЖКХ превышает 1 млн. тонн в год. Регион сильно зависит от поставок топлива железнодорожным транспортом из других субъектов. А это, согласитесь, сопряжено с определенными рисками. К тому же транспортные расходы существенно увеличивают стоимость завозимых ресурсов.
Помимо чисто экономических расчетов отдать предпочтение газу заставили и доводы экологов. Для нас актуальна проблема утилизации отходов, образующихся после сжигания твердого топлива, снижения выбросов сажи, золы, диоксида серы и других загрязняющих веществ в атмосферу.
Использовать каменный уголь, дрова и древесные отходы, иногда оказывается дешевле, чем природный газ. Но это технологически сложнее и затратнее. Особенно, когда мы говорим о бытовом применении. В то время, когда в южных и центральных регионах России население давно пользуется природным газом, уровень газификации жилья в Архангельской области остается на низком уровне. При этом наличие развитых газораспределительных сетей подняло бы на новый технологический уровень индивидуальные источники отопления и горячего водоснабжения, особенно в жилом секторе и на малых предприятиях.
Если говорить о большой энергетике, то ее дальнейшее развитие мы связываем с модернизацией крупных источников энергоснабжения и их переводом на сжигание альтернативных видов топлива. Крупнейшими производителями тепловой и электрической энергии в регионе являются Архангельская ТЭЦ и Северодвинская ТЭЦ-2. С учетом масштабов производства, альтернативой топочному мазуту для этих станций может быть только природный газ.
Магистральный газопровод пришел в Архангельск. Сегодня практически завершено строительство двух газо-распределительных станций. Это позволяет в следующем году перевести все агрегаты Архангельской и Северодвинской ТЭЦ на газ. По крайней мере такие договоренности есть с ТГК-2 и так нам обещано. В случае перевода ТЭЦ природным газом может быть замещено более 1 млн тонн мазута. В 2011 году планируется, что газ придет в Новодвинск.
Неоспоримым преимуществом этого топлива является надежность его подачи потребителю. Это особенно важно при прохождении отопительного периода. Газ доставляется по газотранспортной системе «Газпрома» и его поставки не зависят от перевозок по железной дороге и другими видами транспорта.
Назову еще один довод в пользу газа. Сегодня приоритеты отдаются повышению энергетической эффективности. Практически вся электроэнергия и большая часть тепловой, потребляемых в регионе, вырабатываются на крупных электростанциях. Эта энергия является относительно дорогой из-за затрат на ее выработку и передачу. Котельные, работающие на природном газе, имеют более высокий КПД. Кроме того, применение природного газа не требует большого числа вспомогательного оборудования по подаче, подготовке топлива, складированию, что также повышает эффективность процесса производства энергии.
Однако, надо понимать, что прокладка газопровода, строительство газораспределительных станций это деньги. «Газпром» инвестировал в газификацию порядка 43 млрд рублей. По Федеральному закону и по логике развития производства, мы должны будем эти инвестиции возвратить или по согласию «Газпрома» рефинансировать в дальнейшую газификацию. Возврат вложений возможен через инвестиционную составляющую в тарифах, поскольку своих денег на строительство таких больших объектов область не имеет. Но даже в этом случае это все равно будет не дороже электрической и тепловой энергии, вырабатываемой на угле или мазуте.
Есть показатель, достигнув которого, можно сказать, что задача газификации выполнена?
И да и нет. У нас есть основные социально-экономические и экологические показатели, которые мы заложили в программу газификации области. Мы планируем, что реализация этой программы снизит на 20 процентов затраты производителей тепловой и электрической энергии на приобретение топлива. Доля природного газа в топливном балансе региона достигнет 60%.
Население семи районов и крупных городов сможет пользоваться сетевым природным газом. Это без учета тех территорий, где природный газ уже есть. Ожидаем сокращения выбросов загрязняющих веществ на 60 тыс. тонн.
Если все будет так, как планируется, то программу газификации можно считать выполненной. Но, эти показатели не являются предельными. При развитии газотранспортной системы и росте экономики региона потребление природного газа в области в перспективе может быть повышено до уровня порядка 4,5 млрд. кубометров в год. Для сравнения, сейчас мы потребляем 1-1,5 млрд. Поэтому однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Всегда есть к чему стремиться и в каком направлении двигаться дальше.
Понятно, что о 100-процентной газификации речи не идет. Для территорий, куда невозможно подвести газ, есть альтернатива мазуту, углю?
Там, где в ближайшие 10 лет газопровода не будет, надо переходить на возобновляемые виды топлива, использовать альтернативные источники энергии. К примеру, ветровые электростанции, биотопливо. В области разработана концепция перевода котельных на биотопливо и разрабатывается программа перевода котельных. У нас образуется до 5 млн кубометров отходов от деятельности предприятий ЛПК. То, что еще может использоваться и приносить пользу, лежит без дела и наносит экологический ущерб.
Наша задача обеспечить развитие региональной энергосистемы так, чтобы сдерживая рост энерготарифов, мы могли увеличить производственный потенциал, улучшить жизнь людей. Я твердо убежден, что стоимость энергоносителей это, в первую очередь, качество жизни. Сколько будут стоить кВт/ч и Гкал, столько и будут стоить коммунальные и многие другие услуги. При существенном росте электро- и теплоэнергии не будет хватать средств на развитие производства, не улучшится благосостояние людей. Да и нагрузка на бюджет меньше не станет. Область ежегодно направляет огромные суммы для того, чтобы максимально замедлить рост тарифов для населения.
Кроме того, помимо проектов по использованию альтернативных видов топлива мы работаем над развитием системы комбинированной выработки и тепловой и электрической энергии. Заниматься когенерацией можно как на газовых котельных, так и котельных, работающих на биотопливе. При таком способе выработки электроэнергии, тепло фактически является побочным продуктом, а его стоимость существенно снижается.
Сказался ли кризис на темпах газификации региона, и будут ли корректироваться планы?
К сожалению да. Резкое снижение наполняемости областного и муниципальных бюджетов, конечно, повлияли на возможности инвестиций в объекты газификации. В связи с кризисом ограничено финансирование мероприятий большинства областных инвестиционных программ и инвестиционных программ предприятий. Есть отставание в подготовке потребителей к приему газа. Однако это не означает, что программа свернется. Газ придет, но позже тех сроков, которые мы изначально наметили для себя.
Будущее области мы связываем с использованием сетевого газа. После его прихода многие крупные производства, в том числе целлюлозно-бумажные, снизили бы себестоимость выпуска продукции. Газификация региона для нас не только задача экономическая. Очевидны социальный и экологический эффекты. Так что мы считаем необходимым продолжать работу в муниципальных образованиях, одновременно проводя корректировку своих планов.
Журнал "Нефть и капитал", №11 (163), ноябрь 2009