Архангельский порт максимально выгоден

Логистический железнодорожный проект Китай-Казахстан-Россия-Норвегия по доставке китайского кокса на норвежские металлургические предприятия открывает новую страницу в транспортной логистике морского порта Архангельска. Об этом на прошедшем 9 июня 2009 года в Архангельске 18-го заседании Управляющего Комитета Баренцева Евро-Арктического транспортного региона (BЕАТА) заявил руководитель по логистике компании "Finnfjord AS" Стен Олаф Нильссен.

Как сообщила ИА Regnum Новости консультант по связям с общественностью представительства администрации Архангельской области при Правительстве РФ Янгалычева Вильдана, проект компании "Finnfjord AS" является частью нового масштабного норвежского проекта Northen East-West Corridor - "N.E.W. Corridor". Его цель - переключение на порты стран Баренцева региона части грузопотоков между Китаем и восточным побережьем США. Таким образом, норвежский порт Нарвик и российские порты Мурманск и Архангельск могут получить мощный импульс для развития. "Мы были полностью удовлетворены быстрой и качественной работой таможенной службы в Архангельске, - подчеркнул Стен О. Нильссен. - Мы выбрали Архангельск потому что он не такой загруженный как порт в Мурманске, и обладает большими свободными мощностями. При доставке кокса железнодорожным путем из Китая в Архангельск мы сократили обычное время доставки груза на 20 дней. Для сравнения, традиционный морской путь доставки кокса в Норвегию из Сингапура через Суэцкий канал составляет более 23 тысяч км, а наш путь Китай-Казахстан-Архангельск по железной дороге всего лишь 6 тысяч км. Таким образом, мы сократили путь доставки кокса на 17250 км". По словам Нильссена, перевозки железнодорожным транспортом позволяют возить кокс даже небольшими партиями по 2-3 тонны, тогда как морскими судами на большие расстояния выгодно перевозить только крупные партии".

По словам Стена О. Нильссена, сегодня в Норвегии 11 металлургических компаний использующих в своем производстве кокс. До середины 90-х гг они закупали его в основном в Европе. Однако, в связи с ужесточением экологических евро-стандартов, производство кокса там резко сократилось. С 1993 года основным поставщиком кокса в Европу стал Китай. Груз доставляют из морского порта Сингапура через Суэцкий канал в Северную Европу. Цена такого кокса сегодня очень высока, так как в логистической цепочке морской доставки участвуют слишком много посредников. Кроме того, одно из судов доставлявших кокс для компании "Finnfjord AS" недавно было захвачено морскими пиратами.

Норвежские эксперты по логистике выяснили, что качественный кокс производится в китайском районе Xinjiang, который не имеет морского порта, но зато связан железной дорогой с Казахстаном. В конце 2008 года в рамках логистического проекта "Finnfjord AS" была загружена пробная партия из 35 вагонов кокса для норвежских металлургических предприятий. На границе Китая и Казахстана, в связи с разницей железнодорожной колеи двух стран была произведена смена колес. Далее груз кокса по железной дороге Казахстана и России был доставлен на морской угольный терминал "Левый берег" Архангельского морского торгового порта (АМТП), откуда он отправился в Норвегию. Как подчеркивают эксперты, свободные мощности Северной железной дороги позволяют пропускать в направлении Архангельска дополнительно 27 поездов в сутки, что в пересчете на груз составляет около 40 млн тонн в год.

Как отметил исполняющий обязанности заместителя губернатора, руководитель Представительства администрации Архангельской области при Правительстве РФ Александр Мирелли, "N.E.W. Corridor", на мой взгляд, - это весьма перспективный проект, который даст мощный стимул для развития не только Архангельской области, но и всего арктического региона нашей страны. Полагаю, этот маршрут может быть использован в дальнейшем не только для доставки кокса, но и для транспортировки других грузов", - отметил Александр Мирелли.


ИА Regnum Новости, 11 июня 2009