Возрождение Северного морского пути

Депутаты Госдумы выдвинули предложение о создании программы «Северный морской путь» (СМП), которая предполагает строительство глубоководного морского порта в Архангельской области и железной дороги «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал). Об этом «Гудку» рассказал депутат Государственной думы, спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

Цель нового проекта – создание в Архангельске логистического узла для транспортировки грузов из России в США, Канаду, Северную Европу и страны АТР. В Архангельск, в свою очередь, грузы будут доставляться железной дорогой, пояснил Артур Чилингаров. По его словам, для реализации проекта первоначально необходимо построить порт, а затем уже начинать прокладку железной дороги, чтобы не повторилась ситуация с Байкало-Амурской магистралью. «Чтобы добиться финансирования нашей программы, мы пойдём к премьер-министру, ведь развитие СМП федеральные ведомства уже признали национальным приоритетом», – говорит депутат.

Правительство Архангельской области, в свою очередь, готово приступить к реализации глобальных планов при поддержке федеральных властей. По словам главы администрации региона Ильи Михальчука, федеральные Министерство регионального развития и Министерство транспорта уже включили строительство глубоководного порта в свои целевые программы финансирования на следующий год.

Общая сумма капитальных вложений в создание причальных гидротехнических сооружений и объектов береговой инфраструктуры порта мощностью 28 млн тонн в год составит свыше 25 млрд руб., утверждает замглавы администрации региона по вопросам экономического развития и финансов Дмитрий Плетнёв.

Строительство дороги будет вестись на условиях государственно-частного партнёрства. По словам Дмитрия Плетнёва, окупаемость архангельского проекта станет возможна при отгрузке 10 млн тонн грузов в год.

По мнению экспертов, магистраль «Белкомур» сократит транспортное плечо перевозки грузов из Зауралья в северноевропейскую часть России на 450–500 км. Предполагается, что уральские предприятия готовы грузить по этому маршруту около 30 млн тонн продукции ежегодно.

Председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов рассказал «Гудку», что строительство глубоководного порта в Архангельске имеет всего один недостаток: «Это замерзающий порт, требующий использования судов повышенной ледовой категории». Все остальные условия проекта, на его взгляд, удачны и в целом способствуют увеличению импортно-экспортных и транзитных операций в коридорах «Север – Юг» и «Запад – Восток».


Газета «Гудок», 22 апреля 2009